Похоже, что экономических стимулов ретейлу оказалось недостаточно для развития Системы быстрых платежей как альтернативы карточному эквайрингу, поэтому Центробанк решил задействовать регуляторные меры.
РЕГУЛЯТОРНЫЙ РЫЧАГ
По инициативе Национальной ассоциации участников фондового рынка (НАУФОР) было внесено изменение, которое позволит выполнять переводы с использованием счета 306. Так, пополнять брокерские счета через СБП смогут клиенты банков с брокерской лицензией. Ранее это могли делать только клиенты брокерских и управляющих компаний. В новой редакции Положения регулятор обязал системно значимые банки «обеспечивать возможность использования сервиса быстрых платежей… с применением всех мобильных приложений» , которые позволяют выполнять денежные переводы. С 1 апреля 2021 года этот функционал должен быть доступен в приложениях для физлиц, с 1 апреля 2022 года — для юрлиц и предпринимателей.
Появление QR-оплаты через СБП в «Сбербанк Онлайн», вероятно, и является сверхзадачей, на которую нацелен пакет регуляторных изменений. Сбербанк затягивал подключение к СБП еще на первом этапе, на полгода опоздав с подключением переводов, и даже получил за это штраф от Банка России. Реализация СБП в мобильных приложениях банка была выполнена так, чтобы затруднить подключение сервиса, что вызвало бурное обсуждение в профессиональной среде и среди клиентов. Глава Сбербанка Герман Греф не скрывает своего критического отношения к СБП, которая подрывает доминирующее положение банка на рынке платежей и переводов .
Сбербанк развивает собственную систему «Плати QR» — по сути, конкурента c2b-сервиса СБП, причем подключает к ней и другие банки. «…Месячный оборот сервиса «Плати QR» исчисляется миллиардами рублей и постоянно растет, как и количество операций, которое составляет уже несколько сотен тысяч в месяц», — рассказал Греф в интервью «Коммерсанту» в конце сентября.
ОКТЯБРЬСКИЙ РЫВОК
Дмитрий Колесников, директор по развитию инновационных сервисов НСПК, выступая на конференции «Платежная индустрия: практика и трансформация после пандемии», назвал число торгово-сервисных предприятий, в которых уже доступна оплата покупок через СБП, — 44 тыс., а оборот этого сервиса превысил 1 млрд рублей. Причем рекордный прирост случился в октябре, следует из данных ЦБ, на которые ссылается РБК в своей публикации. В этом месяце было зафиксировано 213 тыс. случаев оплаты покупок с использованием QR-кодов на сумму более 765 млн рублей. Число операций выросло на 214% по сравнению с сентябрем.
Известен и лидер в развитии оплаты товаров и услуг через СБП. Пресс-служба ВТБ сообщает, что в октябре количество покупок по QR-коду среди клиентов банка достигло 90 тыс. операций (т.е. 42% всех покупок через СБП. — «Б.О»). Это в четыре раза больше, чем в сентябре, в то же время оборот вырос втрое — до 270 млн рублей. «…Сегодня только в рамках ВТБ этот сервис уже используют десятки тысяч пользователей, и его востребованность постоянно растет, — приводятся в пресс-релизе слова Никиты Чугунова, руководителя департамента цифрового бизнеса ВТБ. — Мы считаем использование QR-кодов для денежных операций перспективным, поэтому внедрили в новый “ВТБ Онлайн” возможность с его помощью снимать наличные в банкоматах без использования карты». Ранее банк опубликовал информацию, что в части переводов доля использования СБП в общем объеме денежных переводов его клиентов достигла 27% по количеству и 25% — по обороту.
Лидером по количеству торговых точек, подключенных к c2b-функционалу СБП, стал «Тинькофф». По подсчетам этого банка, на долю его клиентов приходится свыше 60% всех подключений — 27 тыс. юрлиц и индивидуальных предпринимателей. Отрасли, в которых наиболее востребованы QR-платежи: станции техобслуживания и автотехцентры (более 50% всех операций), покупка билетов в театр и на концерты (24%), туристические сервисы.
В целом по рынку, доля торгового оборота платежей через СБП пока исчезающе мала по сравнению с оплатой товаров и услуг по банковским картам, это даже не сотые доли процента. В 2019 году в среднем в месяц совершалось 2,7 млрд операций безналичной оплаты по картам на сумму более 2 трлн рублей, следует из статистики Национальной платежной системы ЦБ.
КУПЕЧЕСКОЕ СЛОВО
Для того чтобы платежи через СБП получили массовое распространение, вслед за банками свое слово должны сказать представители розничной торговли — прежде всего крупные ретейлеры. В числе евангелистов новой технологии — «Связной», крупная розничная сеть (более 4 тыс. магазинов) и активный игрок на поле электронной коммерции.
Выступая на форуме «Неделя ретейла 2020», Евгений Давыдович, президент «Связного», озвучил объем платежей, проведенных с помощью СБП в октябре, — 170 млн рублей. По его словам, компания уже почувствовала разницу между тарифами эквайринга и СБП, а сэкономленные средства планирует инвестировать в обучение сотрудников и мотивацию покупателей применять новый способ оплаты. Для сотрудников «Связного» предусмотрены бонусы к зарплате за каждого покупателя, оформившего покупку с помощью СБП, а для покупателей будут начислены дополнительные баллы в программе лояльности. В планах компании — внедрение СПБ в интернет-магазине и мобильном приложении. Банком-партнером, который обеспечил платежное решение с использованием динамических QR-кодов СБП, стал Росбанк, сообщалось в пресс-релизе компании о запуске сервиса в августе 2020 года.
Ресурс экономии для отрасли значительный: в 2019 году расходы российских торговых предприятий на эквайринг составили 491 млрд рублей, а по итогам 2020 года могут достичь 643 млрд рублей, прогнозирует Алексей Киричек, вице-президент, руководитель департамента эквайринга ВТБ.
Использование СБП действительно позволит ретейлерам «почувствовать разницу» и сократить затраты примерно в три раза, а для некоторых кейсов и более чем в пять раз по сравнению с карточным эквайрингом, который обходится мерчантам в среднем в 2–2,5%.
Максимальная комиссия по оплате товаров и услуг через СБП — 0,7%, а по большой группе операций (в том числе «оплате потребительских товаров и товаров повседневного спроса») — 0,4%.
Другой крупный онлайн-ретейлер — Wildberries, один из первых подключивший платежный сервис НСПК с банком «Русский Стандарт», — также сообщает о хорошей динамике объема платежей в последние месяцы. Партнеры запустили совместный проект — платежное приложение Razz. Оно позволяет расплачиваться за покупки через СБП клиентам любых банков — участников Системы, в том числе еще не имеющих такого функционала. А их пока — большинство (167 из 195), поэтому идея выглядит здравой.
Для оплаты используется встроенное в приложение электронное платежное средство банка «Русский Стандарт», которое можно пополнить СБП-переводом по номеру телефона из любого банка — участника Системы, без комиссии на сумму до 100 тыс. рублей в месяц. Упрощенная идентификация клиента проходит в приложении, онлайн, без обращения в отделение банка и подписи каких-либо документов. «…Мы уверены, появление подобных платежных инструментов окажет положительное влияние на рынок торговли, так как благодаря СБП торгово-сервисные предприятия могут принимать безналичные платежи по более низкой ставке, что расширит их возможности и ресурсы для формирования интересных бонусных предложений для клиентов в рамках программ лояльности», — приводятся в пресс-релизе о запуске Razz слова Дмитрия Колесникова из НСПК.
ТЕХНИЧЕСКИЕ НОВАЦИИ
Технологическое и функциональное развитие также должно подстегнуть распространение СБП в торговле. Помимо переводов между физлицами (в том числе в режиме «Pull», т.е. по запросу получателя средств) и платежей по QR-коду уже сейчас в СБП реализован b2c-сервис — выплаты от организаций в адрес физлиц. Это может быть интересно и экономически, и технологически — например, для выдачи займов МФО или выплат от страховых компаний. В ближайшее время планируется запустить b2b-платежи между юрлицами, что будет способствовать повышению популярности СБП и дальнейшей интеграции ее функционала в корпоративные IT-системы и внешние сервисы. Первые такие проекты уже появляются, например интеграция функционала QR-платежей в CRM-систему «Битрикс24» и b2c-выплаты в программах компании «1С».
Об инновационных кейсах рассказывал Виталий Копысов, директор по инновациям СКБ Банка, выступая на конференции «Future Fintech & Banking». Банк активно участвовал в СБП еще на начальной стадии и сейчас продолжает «драйвить» ее развитие. С помощью API для платежных решений СКБ Банк дал возможность подключить QR-платежи СБП в ряде финтех-проектов: SoftPOS и онлайн-касса JoinPay, сервисы бесконтактной оплаты на АЗС (Benzuber) и в супермаркетах (Briskly). О том, что все больше разработчиков будут встраивать в свои продукты возможность QR-платежей СБП и стимулировать тем самым их развитие, упоминал в своем выступлении и Андрей Ковригин, директор по продажам СБП, НСПК. СКБ банк также планирует работать в рамках СБП как TPP (Third Party Provider) — технологический провайдер для других банков, платформенных решений и экосистем, а также платежных агентов.
НСПК планирует выпустить небанковское мобильное приложение для оплаты в СБП, сообщила на ПЛАС-форуме «Online & Offline Retail 2020» директор департамента НПС ЦБ Алла Бакина. Приложение будет работать по такому же принципу, как и Razz: в основе лежит электронный кошелек, который можно будет пополнить СБП-переводом со счета любого банка-участника. Среди других новаций, которые могут стимулировать платежи через СБП, участники рынка называют такие идеи, как подписки (регулярное безакцептное списание), покупки на большие суммы, использование QR-кодов для чаевых.
Источник: zen.yandex.ru