Писатель Анна Матвеева: «Когда ответа нет — это уже ответ»

«Бриллиантовый клуб» запустил новый формат мероприятий — литературные гостиные. Идея состоит в знакомстве с наиболее интересными российскими женщинами-писателями, первой из которых стала автор из Екатеринбурга Анна Матвеева.

Когда я предложила писательнице организовать с ней встречу, то ответ получила очень быстро: да, это интересно, но Анна редко бывает в Москве. Честно говоря, я решила, что, видимо, не судьба. Однако сильное желание и воображение, как нам известно, создают события. И они вскоре стали происходить: вышла новая книга Анны, издатель предложил провести презентацию в Москве. И вот мы уже сидим в уютном и стильном пространстве Community Club на Космодамианской набережной, разговаривая о жизни и литературе.

— Анна, как становятся писателями? Вряд ли о таком мечтают с детства.

— Ну если честно, я всегда хотела писать… Было еще, правда, желание стать космонавтом и оперной певицей, но первая мысль как-то рассосалась сама собой, а с оперой не сложилось по той простой причине, что у меня нет для этого вокальных данных. Но мне до сих пор иногда снится, будто я на сцене, с оркестром, и вот-вот должна начаться моя партия.

Наталья Пронина, Анна Матвеева

— Если всегда хотели быть писателем, почему тогда поступили на факультет журналистики, а не на филологический, что логичнее, на мой взгляд?

— Логичнее, но на филологическом преподавали мои родители. Мне совсем не хотелось, чтобы у кого-то сложилось впечатление, что я учусь и получаю отличные оценки благодаря этому. Но я нисколько не жалею, что получила профессию журналиста. Она меня многому научила — общаться с людьми, задавать правильные вопросы, работать с документами, организовывать свою работу так, чтобы не загнать себя и успеть к дедлайну. Научила «открывать двери», в конце концов.

— А когда вы поняли, что то, что вы пишете, интересно другим людям?

— Когда мой рассказ «Остров Святой Елены» напечатали в журнале «Новый мир». Для любого писателя в нашей стране это как получить «знак качества», признание мастерства. Вот тогда я поняла, что, кажется, смогу писать книги.

— Когда мы готовились к этой встрече, я взяла на себя смелость порекомендовать подругам к прочтению романы «Перевал Дятлова» и «Завидное чувство Веры Стениной», положившись на скромное знание вашего творчества и внутреннее чутье. Кроме того, что между этими книгами 14 лет, они очень разные по стилю и темам. «Перевал» я выбрала потому, что он сделал вас известной, а «Веру» — как первое ваше произведение, с которым я познакомилась и которое показалось мне очень личным. Могли бы мы поговорить об этих романах, как они писались?

— Не могу сказать, что люблю свои книги. Обычно я заканчиваю книгу и больше не возвращаюсь ни к ней, ни к ее героям. Но к Вере у меня особое отношение, к ней я привязалась… У меня даже было желание в конце как-то устроить ее личное счастье. Но когда персонаж настоящий, когда вы долго и честно над ним работали, чтобы создать реалистичный, достоверный образ, то через какое-то время он начинает жить собственной жизнью и уже сам диктует вам развитие сюжета и свои поступки.

— Ваша героиня полна страстей и противоречий. У Веры два «завидных» чувства, которые определяют ее образ мыслей и мироощущение. С одной стороны, всю жизнь ее мучает сильнейшее, сжигающее изнутри, практически осязаемое чувство зависти к подруге. С другой — она невероятно тонко воспринимает живопись: рядом с картинами слышит запахи и звуки, ощущает дуновение ветра и тепло солнечных лучей, чувствует настроение персонажей. Как уживаются в одном человеке низкое и высокое?

— Обе темы, поднятые в романе, очень меня интересуют — и женское соперничество, и восприятие искусства. Что же касается низкого и высокого, то это и есть главное свойство живого человека. Нет хороших и плохих людей, мы все состоим из полутонов. Другое дело, что многие не готовы признать свои темные стороны, а Вера готова. Это требует огромного мужества и силы, не каждому такое по плечу. При этом обратите внимание, что она все время сражается со своей завистью. И побеждает, потому что ее чувство не переходит в поступки. За этим огромный труд.

— А «Перевал»? Что заставило вас написать о событиях сорокалетней давности? Об истории трагической и потому требующей от писателя огромной мотивации и понимания, зачем ты это делаешь…

В романе идет речь о загадочной гибели девяти туристов во время похода по Северному Уралу в ночь на 2 февраля 1959 года. Ни одно из проведенных расследований ни дало ответа, что с ними произошло. Анна Матвеева предлагает читателю свою версию случившегося, подробно изучив все имеющиеся по делу документы (архивы, газетные статьи, показания свидетелей, протоколы вскрытия, дневники участников похода) и проведя долгие часы в разговорах с родственниками и друзьями погибших.

— Меня в свое время потрясло чувство страшной несправедливости в отношении этих ребят. И просто захотелось сделать что-то в память о них.

— Что вообще для вас писательство? Почему вы этим занимаетесь?

— Ну во-первых, я люблю писать. И это единственное, в чем я считаю себя профессионалом. Во-вторых, писательство — это ведь своеобразная психотерапия. Вы доверяете бумаге свои тайны, переживания — и боль уходит. Она как будто капсулируется в ваших текстах. Другое дело, что похожий эффект проявляется и в отношении положительных эмоций, а также событий, которые перемещаются из реальной жизни на страницы книг. Но, с другой стороны, книгу всегда можно открыть и перечитать, а значит, снова пережить и боль, и радость.

— Только что вышла новая книга «Спрятанные реки». О чем она?

— Это девять рассказов о попутчиках, о людях, которых мы встречаем на жизненном пути. О том, как вовремя сказанное слово или протянутая рука могут изменить, а иногда и спасти жизнь. Часто мы остаемся в памяти и судьбах, всего лишь «коснувшись друг друга рукавами». Вот и сегодняшняя встреча как-то обязательно повлияет на каждого ее участника.

А вторая метафора, важная для этого сборника, содержится в названии — «Спрятанные реки». Речь о тайных и невероятных силах, которые есть в каждом из нас. Они дремлют до поры до времени, пока какие-то обстоятельства или события не заставляют их вырваться на поверхность, покинув темные и узкие трубы коллекторов, куда мы сами же их спрятали когда-то, как многие малые реки городов… чтобы не мешать общественному комфорту.

Экземпляр новой книги Анны Матвеевой c автографом автора был торжественно передан в библиотеку Community Club.

*   *   *

Тема «спрятанных рек» оказалась очень близка участницам встречи. Мы говорили о том, как трудно и важно быть честным прежде всего с самим собой, ведь только полное принятие себя (со всеми достоинствами и недостатками) открывает путь к счастью. Одни из нас уже прошли это испытание, другие находятся в начале пути, третьи впервые о нем задумались.

Говорили, что хотя все мы такие разные, но самые важные вещи в жизни чувствуем и проживаем одинаково. Просто у каждого это происходит в свое время, и его несовпадение — одна из главных причин разногласий. А осознание происходящего дает ключ к пониманию других людей и сильно все упрощает. Например, если человек тебе ничего не ответил, то не нужно придумывать причины. Молчание и есть самый красноречивый ответ.

В общем, получился очень сильный и нужный разговор не столько о литературе, сколько о жизни и всех нас, кто ищет в ней ответы на многие вопросы…

Источник: finparty.ru

разное