Еще недавно собственное мобильное приложение для музея или аудиогид, чувствительный к приближению к экспонату, казались вершиной технологического прогресса в мире искусства. Сегодня ситуация меняется, учреждения культуры рассматривают возможность использования биометрии в своих программах лояльности, а, например, Третьяковская галерея анонсировала блокчейн-проект, в рамках которого собирается оцифровать коллекцию на частные пожертвования пользователей.
О том, какие перемены грядут в мире искусства в ближайшие годы, рассказывает Алексей Стеблев, генеральный директор междисциплинарного интегратора цифровых технологий RDI.Digital.
Самообучающиеся чат-боты
Общение с аудиторией и вовлечение в сферу культуры
Чат-боты сегодня успешно заменяют человека, отвечая на рутинные вопросы аудитории. Такие голосовые помощники, как Siri, Alexa и Алиса, имеют довольно сложную логику и готовы отвечать даже на абстрактные вопросы. В области искусства подобных технологий пока очень мало.
Даже простой помощник, который сможет подсказать время работы музея, ответить, на какие сеансы в кино остались билеты, или показать, как добраться до театра, — это маленькая революция в каждом отдельно взятом учреждении культуры.
При этом не только аудитория, но и сами представители культурных институтов нуждаются в таких технологиях, поэтому молодая компания, которая правильно презентует свои разработки в сфере чат-ботов, легко сможет найти заказчика.
Например, в Национальном художественном музее Беларуси внедрили технологию, которая помогает решать простую, но важную задачу. Перемещаясь по музею, посетитель может через Facebook Messenger попросить чат-бота рассказать побольше о предмете искусства, который сейчас осматривает.
При этом конечная задача чат-ботов в области культуры, возможно, даже сложнее, чем у голосовых помощников. Идеальный чат-бот должен самостоятельно инициировать общение с пользователем, побуждать его зайти на какой-либо онлайн-ресурс или даже самому прийти в музей. Такому алгоритму необходим огромный арсенал знаний о человеке, о том, как с ним разговаривать, как его увлечь.
Грамотно реализованная технология проактивного общения с пользователями — будущее мира искусства, потому что привлечение новой аудитории — одна из первостепенных задач современного музея и театра.
Показательный пример привлечения с помощью чат-ботов новой, молодой аудитории демонстрируют в Сase Museo di Milano — это группа четырех миланских домов-музеев. Решая задачу приглашения новых посетителей, они обратились к геймификации: бот в Facebook Messenger призывает юных собеседников исследовать четыре дома на предмет скрытых ключей, которые помогут им сразиться с таинственным магом эпохи Возрождения.
Дополненная реальность
Дополнительные возможности для информирования пользователей
Сегодня часто можно услышать вопрос: «Что делать гуманитариям в век программистов?». Одним из множества возможных ответов может быть использование гуманитарных знаний во внедрении технологий в сферу искусства, например, дополненной реальности, которая уже используется во многих музеях мира. Технология дополненной реальности (AR) замечательно решает задачу демонстрации того, чего не видно взглядом.
Источник: