#ключевоймузей
Краткая история ключей от древности до наших дней
Наша команда собрала интересные ключи из самых разных эпох, течений в искусстве, бытовых ситуаций, природных явлений, кинематографа.
В этом выпуске online-музея ключей вы узнаете:
- — История зарождения ключа
- — Эстетические ключи
- — Кто изобрел плоский ключ
- — Божественные ключи
- — Магический ключ Соломона
- — Метафорические ключи
Знакомьтесь с первой частью нашего музея!
Первый выпуск музея
Эволюция замков и ключей берет свое начало с давних времен. На сегодняшний день самым древним из найденных ключей является любопытное изобретение, обнаруженное археологами в гробнице фараона Рамзеса II (рис. №1). Своей конструкцией и формой этот ключ мало походил на современные: он представлял собой большую деревянную рейку, в один из концов которой было вбито несколько колышков. Ключ вставлялся в паз двери, и особым образом выстроенные колышки подходили под тумблер дверного засова. Ключ нужно было двигать снизу-вверх, тогда колышки выталкивали тумблер из засова и тот легко выдвигался. Изобретение кажется простым для современного человека, но для Древнего Египта оно было весьма хитроумным.
Древние греки пошли дальше и придумали способ отодвигать засов снаружи. Ключ для этого изготавливался из бронзы, а по форме напоминал букву S. Этот ключ вводился в отверстие в двери и толкал выступ засова. Бронзовый ключ в длину достигал полуметра, был довольно толстым и тяжёлым, и их носили на плечах рабы.
В древности ключ был олицетворением богатства. К примеру, в Египте значимость главы семейства определялась по количеству ключей, находившихся в его пользовании. И чем больше ключей было у мужчины – главы семьи, тем выше был его статус.
Постепенно технологии совершенствовались. Производство замков, а вместе с ними и ключей, значительно продвинулось вперёд ещё в Древнем Риме. Именно римляне начали производить ключи с различными по форме пазами и язычками, в разы увеличив секретность запирающих устройств. Подделать такой ключ было довольно сложно, ведь для этого нужно было знать количество пазов, их расположение и конфигурацию.
Римский ключ-кольцо
Мастера Рима научились делать миниатюрные замочки для шкатулок. Ключи от них носили на пальцах, как кольца (рис. №2). Причем, и замки, и ключи уменьшались настолько, что изготавливать их стали ювелиры.
Плоский бронзовый ключ (XII–XIII вв.)
В XII–XIII веках на первый план вышла эстетика. В Европе стали изготавливать изящные металлические замки с плоскими бронзовыми ключами, ажурными и витиеватыми (рис. №3). Такие замки и ключи служили больше украшением и подчёркивали престиж их хозяина.
Ключ "Буратино"
К XVIII веку формы ключей стали определяться пропорциями классицизма. В XIX веке дизайн ключа и вовсе упростился, большая часть ключей приняла облик традиционного сувальдного ключа, который часто называют «буратино» (рис. №4).
Классический плоский ключ
В 1847 году англичанин Лайнус Йейль изобрёл и запатентовал штифтовый замок. Он отпирался плоским ключом английского типа (рис. №5), который используется до сих пор.
Такова весьма краткая история ключа – функционального и символичного предмета.
Символика ключа
На протяжении всего своего существования ключ был не только функциональным предметом, но и символом, зачастую очень важным.
Ключ стал использоваться в символических целях с самого начала своей жизни. В древнегреческом пантеоне богов ключ был едва ли не у каждого бога или богини, они упоминались в мифологии как важный инструмент, связующий настоящий мир с потусторонним, земное с небесным, жизнь со смертью.
Так, за три века до нашей эры поэт Древней Греции Колемах упоминал ключ, используемый в обрядах богини Исиды (рис. №6). В данном случае он был символом раскрытия сердца умершего перед его судьями.
Ещё одна греческая богиня – повелительница лунного света Геката – обладала ключом от потустороннего мира. Древнеегипетский крест Анх (рис. №7) также был, по сути, ключом, открывавшим перед умершим врата в загробный мир, в вечную жизнь.
Позднее символика ключа перекочевала и в христианскую традицию. Здесь ключ как символ связан в первую очередь с апостолом Петром и являет собой ключ от Рая (рис. №8). Вот почему святого Петра называют иначе Ключарём, или стражем Небесных Врат.
Также ключи использовали в геральдике: они присутствуют на гербах и печатях императоров, королей и городов.
Папский герб традиционно показывает золотой и серебряный ключи (рис. №9), представляя власть связывать и разрешать на земле (серебряный) и на небесах (золотой).
Евангелие от Матфея, глава 16, стихи 18-19: «И Я говорю тебе: ты — Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; И дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то и будет связано на небесах, что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах».
Самая старая и наиболее популярная из книг — «The Key of Solomon». Соломон был могущественным магом и считался основоположником оккультизма. Говорили даже, что он заставил демонов помогать ему в строительстве иерусалимского храма. Книга и считалась таким ключом — инструментом, открывающим дверь к таинству мудрости. В современном мире можно встретить амулеты с ключом Соломона (рис. №10).
В архитектуре использовалось такое понятие, как ключ свода, замковый камень (рис. №11) — средний клинчатый камень в щелыге арки или свода. Иногда подчёркивается декором.
Особый символический ритуал – подношение ключа от города. Таким образом сдавались на милость победителя поверженные правители. Этот же ритуал, напротив, мог выражать кому-либо особое доверие. Пожалуй, это один из немногих обычаев, которых был рождён в древности, но сохранился до наших дней: очень часто почётным гостям вручаются символические ключи от города, как например ключ от города Витебск (рис. №12).
В XVII веке вельможи, отвечавшие за церемониал, царские драгоценности и прочее, расшивали свои одежды изображениями ключей, а к XVIII веку богато декорированные золотые или серебряные ключи стали подвешивать на одежду как ювелирное украшение.
Продолжение следует — следите за новостями в нашем
P.s. Второй выпуск уже доступен на сайте:
Источник: