Как сообщать работникам плохие новости: пять советов

Многие топ-менеджеры скажут вам, что худшая из их обязанностей — доносить до коллектива неутешительные известия. Вот как можно делать это максимально безболезненно, сохраняя репутацию адекватного работодателя.


О плохом — только глаза в глаза

Всегда велик соблазн просто написать о негативных новостях по электронной почте. Совсем уже крайний случай — когда делают специальные утечки информации, чтобы не общаться с теми, кого неприятные известия касаются напрямую. Однако в такие моменты коммуникация не должна быть обезличенной и односторонней.

Правило, которое позволит вам сохранить лицо, а сотрудникам — веру в компанию, звучит так: сообщайте негативные факты при личной встрече и лучше один на один. Не лишним будет отключить на время разговора мобильный телефон и оповещения на компьютере, чтобы у собеседника не возникло чувства, будто он вам неважен или мешает. Лишь в виде исключения можно воспользоваться телефонным звонком или мессенджером, когда встреча действительно невозможна.


Выберите правильный тон

Важно не только то, что вы говорите, но и как. Тому, кто приносит плохие вести, не стоит заранее посыпать голову пеплом и самоуничижаться. Нужно быть спокойным, уверенным и демонстрировать это собеседнику. Очевидно, что негативные для него новости — результат решения, которое вы (а иногда и начальство повыше) приняли не из нелюбви к конкретному человеку. Так что долой чувство вины.

Сложно, но нужно не впасть и в другую крайность, пытаясь подсластить пилюлю. Шутки в данной ситуации совершенно неуместны, пусть даже из благого побуждения развеселить и поддержать. А вот проявления эмпатии вам вполне пригодятся: пусть адресат почувствует, что вы, по крайней мере, понимаете его переживания. Случившееся — отличный повод сказать о том, что в динамичном развитии компании велика роль именно этого человека. Можно отметить его конкретные важные достижения за последние год или несколько лет.

Аргументируйте

Ваша речь не должна быть слишком долгой, лучше сразу переходить к главному. Большинство людей предпочитают, чтобы самое важное им сказали в начале, иначе процесс может напоминать слишком медленное отрывание пластыря от саднящей раны.

Здесь все, казалось бы, просто: изложите информацию коротко, но аргументированно. Кризис и высокая закредитованность вынуждают компанию сокращать сотрудников? Скажите об этом прямо. Например: «Из-за тяжелого финансового положения, которое вызвано экономической стагнацией в стране и сокращением числа заказов, мы вынуждены оптимизировать численность сотрудников. Сообщаем, что в течение двух месяцев ваша должность будет сокращена. Мы произведем все предусмотренные законом компенсации и окажем всестороннюю поддержку с поиском нового места работы».

Нужно быть готовым раскрыть факты и расчеты, на основе которых были сделаны выводы. Есть исследования, подтверждающие, что коллегиальное и аргументированное решение воспринимается людьми более спокойно, в то время как ложь или желание засекретить истинные масштабы бедствия провоцируют обратную реакцию. Вспомним пример экс-гендиректора BP Тони Хейворда, назвавшего «крошечным событием по сравнению с размерами океана» крушение нефтяной платформы в Мексиканском заливе, во время которого погибло 11 сотрудников и был нанесен большой ущерб окружающей среде. Это привело к большим репутационным издержкам и для него, и для компании.


Слушайте

Удивление, агрессия, обида — все это оправданная реакция на плохие новости. Менеджеру, который их сообщает, надо быть готовым выслушать любой ответ, даже если жутко неприятно. А вот чего делать не стоит — так это высказывать собственное сомнение о принятом решении или произносить что-нибудь в духе «глава департамента тоже сомневается в справедливости данных мер». Не доводите дело до дискуссии — дайте собеседнику просто выпустить пар. Иначе вы вселите в человека напрасную надежду, что еще не все потеряно и за сохранение статус-кво ему надо просто повоевать.


Сосредоточьтесь на будущем

Людям следует давать время переварить полученную информацию. Поэтому через несколько дней обязательно вернитесь к разговору о том, как в сложившейся ситуации действовать всем сторонам для смягчения последствий. Например, при сокращении штата обсудите, какие документы и рекомендации работодатель подготовит, чтобы способствовать будущему трудоустройству увольняемых сотрудников. При уменьшении заработной платы можно обговорить альтернативные меры поддержки, которые в состоянии предложить компания.

В любом случае донесение плохих новостей до сотрудников требует мужества и подготовки. Иногда хорошо отрепетированный разговор помогает собеседникам понять, что происходящие события для них не так уж и плохи. Даже в сокращении зарплаты можно увидеть плюсы: кто-то будет рад изменению графика или возможности чаще находиться дома. При этом подчеркнутое внимание к работникам и их интересам удержит оставшуюся часть коллектива от скоропалительных выводов и действий, а также предотвратит распространение негативных отзывов о работодателе.

Источник: finparty.ru

разное