«ЕАЭС предстоит пережить сложные времена из-за позиции Белоруссии. Чем сильнее Минск осознает свою экономическую зависимость от России — более значительную, чем у других стран блока, тем заметнее его попытки снизить российское влияние. Минск не пойдет на разрыв интеграционных связей с Россией. но продолжит дистанцирование от неё в политическом и культурном плане, расширяя контакты с ЕС, США и Китаем», — сказано в опубликованном консалтинговым агентством МГИМО «Евразийские стратегии» декабрьском докладе «Международные угрозы 2019».
Среди почти десятка ключевых тем, в рамках которых были рассмотрены геополитические угрозы в 2019 году, мимоходом был рассмотрен и «белорусский вопрос», который приобрёл особую остроту в декабре 2018 года. Тогда Александр Лукашенко совершил три официальных визита в Россию, обсуждая с президентом Владимиром Путиным вопросы стратегического взаимодействия между Минском и Москвой.
Российские эксперты в своём докладе пришли к выводу, что номинальные союзники России будут развивать двусторонние связи – более эффективные в свете деградации интеграционных объединений. При этом Москва не одинока в таких проблемах – они также актуальны и для США.
«Многосторонние союзы с их сложной институциональной структурой сравнительно ослабнут, но зато будут крепнуть двусторонние связи в области безопасности. Это относится и к России и Армении, и к американским клиентам в Восточной Европе, которым уже недостаточно гарантий одной
НАТО. Военное присутствие на территории страны-партнера, по-видимому, будет считаться самой надежной гарантией. «Старые» же союзники будут по-прежнему разочаровывать Дональда Трампа – их так и не удастся убедить тратить на оборону больше», — сказано в докладе МГИМО.
«Эрозия союзов сделает менее привлекательной саму идею юридических гарантий безопасности. Нейтралитет, неприсоединение к существующим военно-политическим союзам, отказ от создания новых станет выбором для большего числа государств, — констатировали российские эксперты. — Движение неприсоединения не возникнет в качестве международно-политической платформы. Но пример таких разных стран, как Индонезия и Узбекистан, Австрия и Финляндия, будет изучаться с большим вниманием».
Источник: